«Песня далёкая и близкая» (Юрий Евгеньевич Бирюков)
Хорошо так играет танкист
Талантливому композитору, певцу и музыканту Альберту Гаррису и джаз-оркестру под управлением Эдди Рознера, в котором он участвовал, обязаны широким распространением и популярностью в военные годы не только «Черные ресницы», но и памятная многим с военной поры песня «На полянке».
Тот, кто видел и помнит фильм «Верность» — первую работу известного ныне, я бы даже сказал, знаменитого кинорежиссёра Петра Тодоровского, снятый в 1956 году на Одесской киностудии по сценарию Булата Окуджавы, наверняка запомнил мелодию этой песни. Она своеобразным лейтмотивом проходит через всю картину.
Как рассказывал мне режиссёр, он впервые услышал эту песню на фронте где-то в конце войны. Легкая, нежная вальсовая мелодия врезалась в память. Да только слов этой песни он всех не запомнил. Потому напел композитору фильма Борису Карамышеву только мелодию, и она очень удачно «вписалась», как говорится, в канву киноповествования.
Сам же я узнал впервые об этой песне от Георгия Павловича Виноградова, с которым посчастливилось мне не однажды встречаться. А потом отыскал в Государственном архиве звукозаписей грампластинку с этой песней в его исполнении.
Георгия Павловича к тому времени уже не было в живых. Но на пластинке значилась фамилия автора слов — Ю.Цейтлин. Отыскать его, хорошо известного эстрадного драматурга, куплетиста и автора популярных песен, труда не составило. И вот что узнал я от него об истории рождения и первого исполнения песни «На полянке»:
— В середине лета 1944 года, — начал свой рассказ Юрий Владимирович, — джаз-оркестр Белоруссии под управлением Эдди Рознера, в котором я участвовал, пригласили в Москву. Предстояло записать на пластинки несколько песен из репертуара нашего коллектива. В том числе — песню «На полянке».
К сожалению, во время пробной записи выяснилось, что голоса наших солистов-певцов плохо звучат — выявились дефекты в дикции. У того же Альберта Гарриса, автора и исполнителя «Полянки», был, к примеру, сильный иностранный акцент. И тогда стали искать замену. Выручил нас солист Краснознаменного ансамбля песни и пляски, известный с довоенных лет исполнитель лирических песен Георгий Виноградов, которого пригласили в Дом звукозаписи на улице Качалова, и он буквально «с листа», как говорится, пропел и записал и эту, и ещё несколько песен.
Не успели мы прослушать записанные нами с Виноградовым песни, — продолжил воспоминания Цейтлин, — как в студию вбежали вахтёры с сообщением: «Пленных гитлеровцев по Садовой ведут!» Дв, это было вскоре после завершения Белорусской операции наших войск. Так что для меня тот день — 17 июля 1994 года — памятен вдвойне.
Об авторе музыки песни «На полянке» пластинка, выпущенная летом 1944 года, умалчивала. На её этикетке был указан только автор текста — Юрий Цейтлин. Может быть, потому, что Альберт Гаррис, к моменту её выхода в свет, в джаз-оркестре уже не играл, а через Иран уехал, кажется, в Англию. А через два года песня «На полянке», как и другие записи джаз-оркестра Белоруссии, которым руководил Эдди Рознер, исчезли из радиоэфира, стали изыматься из магазинов культтоваров и уничтожаться. Причиной этого послужил арест в конце 1946 года Эдди Рознера и осуждение его на длительный срок за попытку перебраться из Советского Союза на родину — в Польшу.
На долгие годы песня «На полянке» оказалась в забвении. Лишь в 80-е годы появилась долгоиграющая пластика, на которой, среди других песен, исполненных Г.Виноградовым, оказалась и эта, а также названы имена авторов ее текста и музыки.
Юрий Евгеньевич Бирюков
|