Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
В мелодии, всё-таки, "чего-то не хватает". Не хватает какого-то пустякового мелодического хода, возможно, всего лишь каких-нибудь подходящим образом расположенных двух или трёх нот - которые могли бы сделать песню действительно оригинальной и запоминающейся. Но при всём при том песня бесспорно качественная: если и есть явные недостатки, то скорее уж в тексте - поверхностном, оперирующем типовыми "поэтическими" штампами. Если бы автор текста сподобился придумать какую-нибудь "крылатую фразу" (типа "коммунизм - это молодость мира"), то и мелодия эта, возможно, привлекла бы гораздо большее внимание слушателей.
Мелодия в целом чрезвычайно удачная. Особенно качественен запев -- он и легко запоминается, и при этом оригинален, не шаблонен. Припев же "... знамя славы трудовой мы несём!.." мелодийно всё-таки здорово "хромает". В особенности на фразе "... коммунистическим своим трудом...". Она появляется как-то неожиданно и резко упрощает песню, мелодийная канва которой достаточно непредсказуема и в то же время гармонична. Когда я первый раз слушал эту песню, мне казалось, что естественным было бы совсем другое (более длинное) окончание припева. В этом отношении, интересно сравнить эту песню с другой схожей песней этого композитора примерно того же времени -- "Нева, Нева" ("Что за город Ленинград!..") Текст там не намного сложнее, чем здесь, а вот мелодия "разработана" на все 100%.
Полностью согласен! Начало песни (так называемый "запев") действительно хорошее, а вот припев (и особенно окончание) обескураживающе недоработаны. Вполне возможно, что композитору приходилось приспосабливать мелодию к тексту, в котором ритмика песни была уже задана.
Напрасно иронизируете.
Думаю, оценка Ваша завышена, чтобы меня уесть.
Не стану говорить об относительнгости всяких оценок в данном случае, и моей двойки тож.
Но вот повторить по памяти эту мелодию, не запомнив слов, затруднительно. Она слишком заурядная. А слова - сами пишете...
Очень люблю и уважаю авторов песни. Полагаю, однако, что и сами они не очень ее продвигали.
О своей памяти поминаю не просто так. Нынешним врут много, для них "все кошки серы". Оттого и лэйковские оценки оч-чень иногда относительны.
А время - довольно объективный судья, когда жизнь устроена по-человечески, если, конечно, не встрял какой-нибудь другой судья, не такой объективный.
Я бы оценил эту песню на "твёрдую тройку" - как минимум. Потому что пришедшие после Соловьёва-Седого всевозможные Птичкины-Добрынины зачастую уже попросту НЕ УМЕЛИ работать в жанре "советской массовой песни". Песен, даже хотя бы таких, как эта, у них не найти.
песню "Марш молодых рыбаков". Интересно, какая из этих песен "более двоечная". Прослушав "Марш", этой песне можно не просто твёрдую тройку, а аж пятёрку влепить. :-)
Да, "Марш молодых рыбаков" - песня достаточно шаблонная, мелодия выстроена из "слишком очевидных" (а поэтому и малоинтересных для слушателя) мелодических ходов. Если бы такое сочинил, к примеру, Андрей Петров, то это было бы ещё относительно неплохо. Но от В.П.Соловьёва-Седого как-то подсознательно ожидаешь бОльшего! Песню эту совершенно не помню, да и сейчас оценка только "три".
Уважаемый Сатурн! "Марш молодых рыбаков" выкладывал не Грозин, а Вы, так что предыдущее сообщение должно быть Вам и адресовано. Прослушал ещё раз - пожалуй, мне не нравится не столько даже "шаблонность" мелодии, сколько некоторые "современные" нотки. Напоминает и Эшпая, и Петрова, и Левитина (с его песней "Палуба") - но не Соловьёва-Седого!
Кстати, а нет ли "Палубы" Ю.Левитина в исполнении "более классическом" (не как в фильме)? С мощной архаичной оркестровкой, с голосом солиста наподобие В.Бунчикова песня эта звучала бы просто великолепно.
у меня есть только в исполнении О.Анофриева. Ищем в исполнении Кристалинской, но и других не проигнорируем.
"Марш молодых рыбаков" не произвел на меня сильного впечатления.
Вы знаете, у меня такое же мнение. Прослушав "Марш..." несколько раз, понял, что песня-таки неплохая, а вот исполнение и аранжировка ну просто очень неудачные. Можно только сравнить с просто ужасной джазовой интерпретацией песни "За тех, кто в море" Б.Терентьева в исполнении В.Будилина (не вина певца!).
Насчёт А.Эшпая. Мне он, как композитор, кажется ОЧЕНЬ оригинальным. Но в основном только в самый ранний период его творчества, то есть в середине-конце 50х. В более поздний период у него были ОЧЕНЬ интересные мелодические открытия в киномузыке, но вот в песни они не вылились. Послушайте "Машиниста" или "Мы шагаем" -- ведь очень хорошие песни, а первая - так вообще какое-то мелодическое открытие (что-то, конечно, от Дунаевского взято). "Машиниста" я очень люблю.
Довольно прискорбный факт, но почти у всех "современных" композиторов своеобразной "вершиной творчества" является какая-нибудь ранняя, написанная ещё до 1960 года, песня. Выдержанная в архаичном стиле и не очень-то похожая на всю остальную часть творчества композитора. В лучшем случае таких РАННИХ песен может насчитываться у композитора не одна-две, а даже пять или шесть - но это не меняет дела, так как после 1960-62 года в творчестве каждого наступает примерно одинаковый спад и постепенное скатывание от жанра "советской массовой песни" к типичному "эстрадно-попсовому" стилю песен 60-80 гг. Менее ущербным (но и более редким) являлся уход от "советской массовой песни" не в "попсу", а в КАК БЫ "русскую народную" стилистику - это характерно для Г.Пономаренко, А.Аверкина и ещё совсем небольшого числа композиторов. Обставлялось же всё это как "поиск новых форм и выразительных средств в советской песне", а в итоге привело к краху "массовой советской песни" вообще как самостоятельного жанра.
Вот несколько типичных "ранних" сочинений композиторов, написанных ими ещё до "попсово-эстрадного" перерождения советской песни.
Е.Дога "Я думала, гадала"
А.Бабаджанян "Кострома"
А.Зацепин "Надо мной небо синее"
П.Аедоницкий "Студёное море"
Композиторы здесь прямо-таки неузнаваемы: Е.Дога похож на М.Блантера, А.Бабаджанян - на Б.Мокроусова, А.Зацепин - на А.Бабаева, П.Аедоницкий - на В.Соловьёва-Седого. Увы, достойного продолжения так и не последовало.
Спасибо! Очень интересные наблюдения. Вообще мне кажется, что в 1960-62 гг. в СССР произошла какая-то прямо-таки культурная революция, в частности и в музыке. Ведь в 1920-50-х гг. эстрадная музыка как таковая тоже существовала и пользовалась огромной популярностью -- здесь и романсы, и танго, и полублатные песни. Но всё-таки этот жанр - не совсем попса. Настоящая попса, мне кажется, зародилась всё-таки в 1950-е гг. в среде таких певиц, как К.Лазаренко, Н.Дорда, Г.Великанова, А.Коваленко и проч. Именно певицы (а не певцы) этого стиля развили попсу. Композиторы, которые, на мой взгляд, больше всего "приложились" к этому делу - это А.Островский, О.Фельцман и А.Бабаджанян. Мелодийные формулы заимствовались из Европы и США того периода, а тематика становилась лёгкой (даже легкомысленной), раскрепощённой с наносом некоторой пошлости и беспечности. Интересно в этом отношении сравнить, скажем, "Вечер вальса" И.Дунаевского (песня начала 50-х) и "Мой Вася" О.Фельцмана или "Ну улыбнись" (Д.Львова-Компанейца). Ведь контекст песен примерно одинаковый, а ведь какая между ними разница -- просто пропасть!
Вы совершенно правы, что советская массовая песня уже в 60-е гг. как жанр разрушилась, за исключением некоторых индивидуальных попыток её возродить. Это не значит, что песни созданные позже по определению хуже. Нет! Есть замечательные вещи у А.Пахмутовой, Я.Френкеля, Э.Колмановского, С.Туликова. Но это уже не то. Некоторые композиторы по сути так и не смогли переделаться в попсовиков -- С.Кац, Д.Покрасс, Ю.Милютин (ушедший в оперетту), К.Листов, А.Новиков. Но всё-таки их время - это 30-50-е гг.
Кстати, в книге А.Н.Сохора "Советская массовая песня" от 1959-го года перечисленно немало очень даже неожиданных песен, написанных молодым П.Аедоницким, который был очень незаурядным и оригинальным композитором, расстратившим себя на большое кол-во попсы. Прирождённый вальсовик!
Песня "Надо мной небо синее" А.Зацепина у меня где-то есть на кассетах в исполнении Е.Серкибаева.
Хотя я немного не согласен с оценкой этой песни. Только потому что это Соловьёв - Седой. Такая, на мой взгляд, " штамповка", написанная по моему ощущению за полчаса, снижала планку для последователей. По-моему, Вася прав.
Уважаемый Прохожий, а как Вы считаете, были ли более МОЛОДЫЕ композиторы, которые бы пытались продолжать или развивать именно традиционно-классический советский стиль в эпоху наступления попсы? В этом отношении, интересно Ваше мнение о творчестве А.Н.Пахмутовой -- что Вы считаете об истоках её песенного стиля, о том, какие именно традиции в советской музыке повлияли на её формирование, о том, как менялась её траектория?
Мне, например, кажется, что её песни конца 50-х гг (лучшие примеры - "Песня машиниста" и "Песня о тревожной молодости") - это что-то действительно НОВОЕ, но в то же время СВЯЗАННОЕ с классикой. Какая-та попытка возродить и продолжить стиль В.Белого, М.Коваля, В.Корчмарёва, З.Компанейца конца 20-х - начала 30-х гг. Как Вы считаете? А затем весь её "таёжный цикл" и "космический цикл" - это всё-таки не попса, а СОПРОТИВЛЕНИЕ попсе, но не в стиле архаики, а попытке как-то по-новому развить классический стиль. Как Вы считаете - удалось ей это?
Уважаемый Сатурн! Если считать "молодыми" композиторами А.Флярковского, В.Шаинского, Ю.Чичкова, И.Лученка и И.Шамо, то большинство их ЛУЧШИХ песен сделаны именно в "архаичном" стиле.
Ранняя Пахмутова сочиняла тоже в "архаичном" стиле - только шло это у неё не от Дунаевского, а от слегка подзабытых к тому времени композиторов РАПМ. Причём Вы совершенно точно указали ряд авторов, которые оказали на неё наибольшее влияние. В первую очередь, как мне кажется, это З.Компанеец, в несколько меньшей степени - В.Белый, и лишь в последнюю очередь М.Коваль с его тяжеловесно-монументальными сочинениями (стилистика которых мало менялась на протяжении всего периода творчества). Если уж на что и повлиял М.Коваль, то, пожалуй, на аккомпанемент некоторых песен Пахмутовой, но не на основные мелодические темы. Насчёт В.Корчмарёва (в смысле влияния на Пахмутову) однозначно сказать нельзя: его "Вперёд комсомольцы, вперёд краснофлотцы" - это вполне типичная РАПМовская вещь, но музыка из кинокомедии "Шуми-городок" (1940) однозначно напоминает Богословского, Милютина и Хренникова, а не композиторов РАПМ.
Попробую составить список песен Пахмутовой, которые мне представляются наиболее удачными (в порядке убывания качества).
1-й уровень качества (наиболее высокий): "Надо мечтать", "Машинист", "Город мой Воркута", "Слава вперёдсмотрящему", "Коммунизм - это молодость мира", "Песня о тревожной молодости", "Куба - любовь моя".
2-й уровень качества: "Молодеет вся планета", "Нас мечта зовёт, подруги", "Геологи", "Хорошо, когда снежинки падают", "Снегурочка", "Звездопад", "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Что такое ЛЭП".
Однако попытки продолжать этот список ставят меня в тупик: далее пойдут песни довольно слабые, ранжировать их по какому-либо "качеству" всё более проблематично. Куда, например, отнести "ЛЭП-500", "Прощание с Братском", "Марчук играет на гитаре", "В земле наши корни"? Формально вроде и походят они на предыдущие, но уже "что-то не так".
Явно неудачными выглядят ещё более поздние песни, типа "Ты - моя мелодия", "Нежность", "Не зря тебя назвали москвичом", "До свиданья, наш ласковый Миша", "Команда молодости нашей", "Яростный стройотряд". Это какое-то шараханье между попсой и попытками повторить уровень песен начального периода творчества. Туда же, увы, попадает и цикл песен о Гагарине.
Неплохим исключением из этого ряда была песня 70-х гг вот с таким текстом: "Что нам годы, что уют. Нас надолго хватит. Молодые подпоют. Юные подхватят" (названия не помню). Хотя относительно удачным был только припев.
Заметным было влияние А.Пахмутовой на других композиторов. У И.Шамо есть две или три песни, напоминающие А.Пахмутову. Смутно помню текст наиболее известной из них, что-то вроде: "...плыви бригантина, плыви, раздувай паруса...", мелодия весьма походит на Пахмутову периода "ЛЭП-500". Довольно неплохое подражание Пахмутовой "среднего периода творчества" сочинил В.Левашов: песня называлась "Шесть орденов комсомола". Заметно походит на песни Пахмутовой ещё одна песня В.Левашова - к сожалению не помню ни названия, ни текста, но песня эта о строительстве БАМ. Некий не слишком известный композитор Пётр Полухин написал музыку к многосерийному телефильму "Люди и дельфины" (70-е гг.), среди песен была одна, написанная явно под влиянием мелодий Пахмутовой. Отзвуки пахмутовских мелодий прослеживаются и в песне Л.Лядовой из к/ф "Дальние страны" (начало 60-х гг.). Примеров можно найти ещё достаточно много. Таким образом, удачно найденный штамп постепенно перестал быть монопольным достоянием его создателя (создательницы) - этим штампом вовсю стали пользоваться другие авторы! Возможно, это и подтолкнуло А.Пахмутову существенно пересмотреть подходы к созданию новых песен. Однако успех ранних пахмутовских мелодий уже не был повторён, "поздняя" Пахмутова - совсем другой композитор.
Спасибо Вам огромное за такой пространный комментарий! Я рад, что мы с Вами сошлись в том, что корни пахмутовского, как я его называю, соцромантизма в пролеткультовских музыкальных эспериментах.
У меня есть пластинка с одним из самых первых музыкальных произведений Пахмутовой - оратории "Ленин в сердце у нас" 1957-го года. Я выкладывал из неё финальную песню со словами "Нас миллионы, юных и смелых..." (она на нашем сайте). "Песня о Ленинской библиотеке" тоже из этой оратории. По этим мелодиям сразу чувствуется, что формой своей да и содержанием (слова тут тоже не маловажны!) они резко отличаются от молодёжно-маршевых песен позднесталинского периода (за исключением, пожалуй, "Гимна демократической молодёжи мира" А.Новикова), ярким примером которых мог бы послужить "Марш советской молодёжи" С.Туликова или даже "Весенний марш" И.Дунаевского. Сразу "бросается в глаза" связь с "Взвейтесь кострами, синие ночи!" -- та же динамичность (в отличие от характерной для позднего сталинизма статичности и небольшой фольклорности), та же метафорика полёта, бури, языков пламени, одним словом, революционности и спонтанности (которой так не хватало во многих песнях позднего сталинизма -- как образчик тяжеловесности - см. "Партия - наш рулевой" В.Мурадели).
Все те песни, которые Вы классифицировали как первоклассные имеют какую-то интресную общую подоплёку. Говоря о "маршевых" из них, интересно отметить обильное использование духовых инструментов, особенно труб и горнов, которые не так уж часто использовались после войны. Эти песни - не торжественные марши, типичные для периода, а песни-призывы. Пахмутова всё-таки стала настоящей наследницей И.Дунаевского именно как композитор нового взрыва социалистического энтузиазма, но теперь связанного не с войной и подготовкой к ней, а с грандиозными хрущёвскими планами "строительства коммунизма". Я бы даже сказал, что всё то хорошее, что хрущёвская оттепель смогла разморозить нашло своё отражение в героико-романтических песнях Пахмутовой (в этом отношении "Весёлый ветер" Дунаевского безусловно повлиял на Пахмутову -- "Орлята учатся летать" всё-таки не состоялась бы без "Ветра").
Насчёт "таёжного цикла" я с Вами чуть не согласен. Мне кажется, что это была выдающаяся творческая удача Пахмутовой. "Звёзды над тайгой", "Геологи", "Усть-Илим", "Главное, ребята, сердцем не стареть", да и "Марчук играет на гитаре" - первоклассные песни. Нужно ещё добавить "Усталую подлодку", "Обнимая небо" и "Героев спорта". Мне кажется, что проблема ещё была действительно в том, КАК правильно их исполнить. Пахмутова собственноручно могла бы противостоять всяким бардам. Да, всё-таки вплоть до Олимпиады Александра Николаевна просто поражала способностью рождать оригинальные мелодии. "Шумят хлеба" я тоже бы добавил к её первоклассным песням.