Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
Родина любимая моя - 04:00 (937Kb) "Слушай страна - мечта людей зовет..." Пафосная и торжественная песня о Родине Музыка: Серафим Туликов Слова: Андрей Досталь 1957г. Скачано: 15314 раз
А между прочим, песня - отличная (как и почти всё у композитора С.Туликова). Безусловно, классика жанра. Если собрать все лучшие песни этого автора, получится весьма внушительная коллекция, потому что песен явно плохих у него просто никогда не было. Не было вообще! Практически любая его песня - с запоминающейся оригинальной мелодией, как бывает далеко не у всякого, даже известного, композитора.
S Rodini cherez forum spam priprigal - reklama sexshopa, v pilu borbi pustishka viskochila. A skazat hotel, chto nepravi Vi. Ya horosho znakom, v silu ryada obstoyatelstv, s tvorcheskoy kuhney S,Tulikova. On bil neobiknovenno plodovitim kompozitorom, no iz 100 pesney tolko odna vihodila shedevrom, a ostalnie v korzinu. No sleduet priznat, chto shedevrov bilo mnogo, vkluchaya i eyu pesnyu. SV.
а я вот числю и его среди своих самых любимых композиторов. В пятерке. На мой взгляд уж у него-то плохих песен точно почти нет, за редким-редким исключением. В этом он опережает многих мастеров песни, даже тех чье наследие более объемно. Хотя может я просто не слышала отбракованный материал который не выдержал испытания временем...Если вы, Сергей Владимирович, именно это и имеете в виду, то спасибо за просвещение.
Na 1000 sochinennih Tulikovim pesen 10-20, ot kotorih Vi, da i vse v vostorge - on, kak govoryat v armii, bil po ploscthadyam. No imenno u nego, etot metotod prinosil velikolepnie rezultati. SV.
Спасибо, Сергей Владимирович! По Туликову я того же мнения.
Богословский написал всего лишь около 250 песен - из которых примерно 20 хороших. Туликов же действительно "бил по площадям" - и из огромного количества написанных им песен набралась весьма впечатляющая "коллекция шедевров".
Хотелось бы спросить Ваше мнение о Богословском - особенно в поздний период его творчества. Сочинял ли Богословский в 70-80 гг что-нибудь специально для КАППСА (или предлагал ли какие-нибудь новые свои песни для исполнения КАППСА).
а вы не боитесь что вас щас расстреляют за Богословского?! Меня вот за Островского...так, что я решила нехвалебных комментариев вообще больше не писать.
это не угроза, не поймите меня превратно. Просто я отправила в отстой не всего Островского, не 10 и не 100 его песен, а всего одну, да и то сделала это к слову, похвалив Александрова. И такой резонанс! Я теперь и боюсь кому-то чем-то не угодить и даже в обсуждении как таковом не участвую, просто выбираю свое самое любимое и отвjжу душу на восторгах. Кстати Богословский в пятерку моих любимых композиторов не входит.
Ну разве же это недостаток, что Богословский написал "всего лишь" 250 песен? Зато какой КПД (коэффициент полезного действия)! Далеко не малая часть песен Богословского справедливо считается классикой. Пропорция 1:10 между его "бесспорно выдающимися" и "достаточно хорошими остальными" песнями очень даже неплохая.
Правомерно ли упрекать Богословского за поздний период его творчества (попсовые песни для вокально-инструментальных ансамблей и эстрадных исполнителей)? Вряд ли. Ведь у композитора фактически не оставалось другого выбора. Либо остаться "классицистом" и исчезнуть с горизонта, работая "в стол" (как это произошло с Покрассом и Новиковым), либо начать писать музыку такую, которая была бы востребована в "новых" условиях.
я Богословского не упрекаю, как не упрекаю Блантера, одни только "под звездами балканскими" которого можно по ценности приравнять к 10 шедеврам, Островского - у которого это "как провожают пароходы", Пахмутову с "героями спорта", Соловьева-Седого с "вечером на рейде", всех названных со многими другими песнями и еще многих авторов. Если названные не входят в мою пятерку - это значит только то, что там для всех нет места, и приходится выбирать действительно самых дорогих сердцу.
По поводу того что Новиков писал в стол - это вы мне сыпнули соли на рану, потому как он-то в пятерку входит. Но к вам никаких претензий, не поймите меня превратно, претензии - к тем, кто превратил нашу массовую культуру в бескультурье, я подчеркиваю - не сама превратилась, а именно превратили.
Вот, кстати, две поздние (1976 г) песни А.Г.Новикова. Можно сказать, "из стола" - т.е. редко исполнявшиеся, найденные благодаря участникам форума.
Песня ветеранов Магнитки
http://www.sovmusic.ru/m/pesnyav2.mp3
Байкало-Амурская магистраль
http://www.sovmusic.ru/m/baykaloa.mp3
предлагаю продолжить беседу о композиторах. О ком из классиков советской песни вы аналогичного мнения как и по Туликову? Я, например, по Мокроусову - тоже практически все известные песни на отлично, хотя его творческий почерк, разумеется, отличен от Туликова. А вы бы кого еще выделили?
Я бы выделил В.Мурадели (причём не только как автора "гимнических" песен, но и как композитора-"лирика"). Сюда же примыкает А.Долуханян.
Ещё хороший композитор был Г.Носов, по мелодическому почерку похожий на Мокроусова (которого Вы упоминаете). Но многие его песни пока не найдены.
по Мурадели - а кроме песен сколько у него еще всего! Я его тоже люблю, у него своя неповторимая красота.
по Носову - к сожалению слушала его мало, по указанной вами причине.
насчет Аверкина - вот именно что немного. А Родыгин... я бы назвала у него всего несколько хороших песен, несмотря на то что его хвалил сам Новиков (не в обиду тем кто любит Родыгина)
А я еще люблю Хренникова и Дунаевского. Их песни взятые отдельно от всего творчества способны дать лишь слабое представление об этих композиторах. На мой взгляд нет более выдающегося нашего опереточника чем Дунаевский, А в фильмах кроме песен еще масса музыки - тоже прекрасной.
Лучшая песня Аверкина - "Моря полярные". Но этот отличный "старт" композитора так и не получил продолжения.
Хотя популярными были ещё несколько ранних песен композитора (в числе которых "На побывку едет молодой моряк" и "Милая мама").
С Родыгиным не всё так плохо, большинство ранних его песен 50-х гг (из ненайденных) в принципе достаточно удачные. Встречались в его творческом активе и строевые песни, и даже песни о борьбе за мир, почти в духе Мурадели и Новикова. Многие действительно неплохие песни композитора уже найдены. Вот они: "Едут новосёлы", "На границе", "Свердловский вальс", "Уральская рябинушка", "Лён мой, лён", "Белым снегом", "Мы с товарищем туристы". Песни хорошего качества, близкие по музыкальному почерку лирическим песням Новикова и Мокроусова.
Бесспорным является значение Дунаевского и Хренникова как основоположников советской массовой песни (а заодно и "больших" композиторов, чьё творчество не ограничивалось только песней). Было множество композиторов-песенников, чьё творчество складывалось под несомненным влиянием этих "гигантов". Но нет ничего незыблемого. Встречались и у Дунаевского иногда самоповторы и штампы, а в ещё большей степени это характерно для композиторов "второго ряда". Так что постановка задачи "поиска новых форм" советской песни возникла не совсем на пустом месте. К сожалению, процесс принял деструктивный характер, большинство позднесоветских песен не идёт ни в какое сравнение с советской песенной классикой.
по Аверкину: моя любимая его песня "милая мама", хотя "моря полярные", разумеется, что надо. Те его песни, которые нам доступны, наводят на мысли что окажись его наследие шире, среди него нашлось бы немало жемчужин.
по Родыгину: если бы Вы сказали, что он мог выдать что-то приближающееся по духу к Мурадели и Новикову, я бы даже представить себе этого не могла. Лирика - это мало, палитра красок должна быть шире, чтобы можно было признать композитора большим. Впрочем, те работы Родыгина, которые мы можем послушать - это та же самая история, что и с Аверкиным. И все же Аверкин явно опережает Родыгина по качеству (на мой взгляд)
По Дунаевскому: чтобы найти у него слабую работу, надо постараться. А вот шаблонные песни у него, скажем так, проскакивают, особенно среди маршей. Но то действительно ценное, что он создал, это целый мир - огромный и прекрасный, что можно сказать далеко не о всех.
На мой взгляд, крупная проблема таких талантливых композиторов, как Родыгин, Аверкин, Левашов, Пономаренко, Гришин, Маслов, в том, что после довольно интересного, индивидуального начала они ушли в чрезмерный фольклоризм, причём фольклоризм двух типов - полукитчевый (особенно Левашов) и квази-примитивистский. Результатом стала огромная проблема МЕЛОДИЧЕСКОГО ОБЕДНЕНИЯ и САМОПОВТОРОВ (вплоть до того, что порой, послушав подряд пять песен того или иного композитора, можно даже и не понять, что одна песня закончилась и началась вторая.
Из всех этих композиторов я считаю Григория Пономаренко наиболее одарённым и мелодически интересным. Катюша, полностью с Вами согласен насчёт того, что жанровое разнообразие творчества - важный показатель достижений композитора.
Дунаевский - это во многом создатель целых жанров советской массовой песни. Он определял канву, модели построения мелодий. Композитор ошеломляющего мелодического богатства и потрясающего чувства гармонии. Вот уж кто умел даже очень сложные мелодии доводить почти до совершенства, избегая недодуманности и примитивности одновременно.
Кстати, жанр, в котором Дунаевский почти не работал - это военно-строевая, походная песня.
Если Вам нравится что-то "приближающееся по духу" к Мурадели и Новикову, то вот две качественные песни на тему "борьбы за мир" (обе есть на сайте).
Ю.Левитин "Марш молодых защитников мира" и С.Кац "Дай руку, товарищ далёкий".
Предыдущее моё сообщение было адресовано Катюше.
А вот насчёт того, что Дунаевский почти не писал песен "походного" жанра подмечено верно. Многочисленные довоенные "конно-кавалерийские" и "походные" песни кто только не сочинял (от Акуленко до Хейфа, если по алфавиту) - но Дунаевский почему-то остался в стороне от этого (казалось бы очень подходящего ему!) жанра.
"Дунаевский определял канву, МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ мелодий" - именно так!
Такие песни как "Молодость наша идёт" из к/ф "Шахтёры" (композитор Б.Гольц), "Песенка юных моряков" из док.фильма "Юные моряки" (композитор В.Штайгер), "Моя страна" (композитор З.Компанеец), "Как высоко над нами наше небо" (композитор И.Ковнер), "Вторая песня гудовцев" из к/ф "Иван Гудов" (композитор Б.Шехтер) - и многие другие написаны под сильным влиянием мелодий Дунаевского.
По песне Долуханяна "Ты у нас одна" мнение неоднозначное. Не шедевр, но и не провал композитора.
До советской массовой песни это явно "не дотягивает" (не сравнить, например, с песней Мурадели "Партия - наш рулевой").
Сравнивать можно с позднесоветскими уныло-торжественными песнопениями. Здесь песня Долуханяна несомненно впереди по качеству.
Хорошо бы найти одну хорошую песню Г.Пономаренко относительно позднего периода. Автор:
Сатурн 3.08.09 10:26 Сообщить модератору
Пела её, кажется, Е.Шаврина. А слова мне запомнились такие: "Спокойна Родина - спокойна я..."
Может быть О.Воронец пела эту песню.
Найти бы ещё ВТОРОЙ вариант песни "Хлеб всему голова", написанный не Г.Пономаренко, а другим композитором. Мелодия похожа и не похожа - словно оба композитора работали вместе, "подправляя" друг друга.
А мне показалось, что "Ты у нас одна" - очень необычная, оригинальная песня. Мне кажется, что Долуханяну вообще из этой мелодии следовало бы сделать какое-то ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ произведение на природно-пейзажную тему или на космическую тему. По мелодии эта песня очень мне напомнила какую-то малоизвестную, но чрезвычайно оригинальную и интересную вещь Мусоргского на тему какой-то то ли легенды, то ли какой-то полубиблейской трагедии... Вот никак не могу вспомнить!...
По песне Долуханяна очень типичный случай: композитору вовсе не надо было стремиться сделать из этой музыки именно песню, т.е. подгонять её под стихотворный размер. В качестве инструментального произведения она и воспринималась бы совершенно как надо!
Насчёт сходства с Мусоргским, к сожалению, не могу сказать ни "за", ни "против". Но что-то знакомое из "серьёзной" музыки действительно проглядывает. Причём такое ощущение, что эту же самую тему кто-то из более поздних композиторов тоже пытался использовать в песне.
А вот понял! Песня "Ты у нас одна" напоминает мне очень КРАСИВОЕ церковное песнопение, да и хор там поёт очень "таинственно" как-то...
А насчёт Мусоргского тоже вспомнил, хотя и не до конца. Был у меня где-то диск с записями итальянского дирижёра Клаудио Аббадо, который исполнял разные относительно забытые вещи Мусоргского. И вот там было несколько хоров и песнопений из незаконченной оперы "Ливиец" ("Саламбо"). "Ты у нас одна" Долуханяна ОЧЕНЬ похожа на какой-то хор из этой оперы...
Спасибо за полезную информацию! Вопрос о неоконченных работах великих композиторов прошлого сам по себе очень интересен. Не всегда эти произведения вообще исполняются (несмотря на фрагментарную завершённость, делающую вещь вполне пригодной для исполнения) - хотя в нотах они обычно хорошо известны профессионалам. Вот тут раздолье композиторам-песенникам: малознакомые слушателям качественные мелодические темы так и просятся быть включёнными в песню (или в аккомпанемент, с разными трюками типа "ракохода").
"Космизм" хорошо подходит для церковной музыки (и вообще масштабных многоголосых хоровых сочинений). Но в советской массовой песне он был экспериментом, не успел прижиться, так как не был найден некий "баланс между простотой и сложностью". У Холминова бы, наверное, что-то подобное могло получиться, если бы он продолжал активно работать в песенном жанре.
На авторском концерте Ф.Маслова, показанном по Центральному Телевидению в начале 70-х гг., кроме хорошо известных его песен ("По широкой улице полк идёт", "Колхозная песня о Москве" - и др.) прозвучала довольно странная песня под названием "На сопках Манчжурии" - написанная Ф.Масловым (!). Это была не "обработка", это была ДРУГАЯ МЕЛОДИЯ. Слышал я это лишь один раз, музыка не понравилась, и я её не помню. Но в наши дни запись могла бы представлять интерес, если бы где-то случайно обнаружилась.
где-то вроде писали что Вы - любитель Дунаевского. Писала про него - вспомнила о Вас, и вот пожалуйста - пришла домой, зашла на сайт - готово! Что ж, приятно встречать таких знатоков и ценителей искусства - это к тому, что вы пишете не только о Дунаевском.
Вы перечисляете - Родыгин, Аверкин, Левашов, а я бы еще туда добавила Захарова. "Туманы", "русская красавица", "шел со службы пограничник", "марш ремесленных училищ"(если это вообще марш), "белым снегом", "в чистом поле" - вот, пожалуй и все песни которым я бы поставила твердую пятерку.
Пономаренко - композитор выдающийся. И все же ему не хватает (на мой взгляд) разноплановости, как например у Блантера, у которого и "кони-звери", и "в лесу прифронтовом", и "во славу жизни", и "мы идем от заводов и пашен" - и все это он, Блантер. Но зато Пономаренко проявил себя как замечательный композитор фольклорной ориентации и создал свой в какой-то мере узнаваемый стиль. И все же от Блантера, Соловьева-Седого, Фрадкина он отстал определенно. Ну а уж Дунаевский, Хренников, Мурадели ускакали так далеко что и вовсе скрылись из виду Григория Федоровича (да простят меня его почитатели).
А закончить хорошо на мажорной ноте. Вот Туликов даже обращаясь к фольклоризму остается на высоте, не скатываясь на примитив ("мчись лети дорога снежная", например). Вот что значит настоящий мастер!
Я не особо большой сторонник иерархических расстановок в отношении советских композиторов-песенников. Дело в том, что каждый из них в чём-то оригинален и интересен, даже если и написал не так уж много. Но у меня есть четверка композиторов-песенников, разнообразие творчества которых очень велико и которые создали целые жанры советской песни. Это И.Дунаевский, В.Соловьев-Седой, М.Блантер и Б.Мокроусов. К ним примыкают близким кругом Т.Хренников, А.Островский, Ю.Милютин, А.Новиков, Д.Покрасс, В.Мурадели, С.Кац, А.Лепин, М.Фрадкин, Н.Богословский, С.Туликов и Э.Колмановский.
на Дунаевском и Мокроусове мы сошлись. в мою пятерку еще входят Туликов, Новиков и Хренников. Остальных я тоже ценю, а к перечисленным Вами добавила бы Пахмутову.
Еще про Дунаевского: я думаю, никто не будет спорить, что "обход" им "походного" жанра - это не упущение. Строевой песней занимались действительно все кому не лень; а у Дунаевского есть просто замечательные марши.
Зато детские песни! Уж тут-то, думаю, пальму первенства у Дунаевского никто отнимать не будет, ведь он - основатель отечественной детской песни, хотя Старокадомского, Блантера со счетов сбрасывать, конечно, тоже нельзя, но Дунаевский - это истинный гигант, несмотря на то что после него детская песня пошла несколько по иному пути - Чичков, Шаинский, Пахмутова - и имела несколько другой дух и стиль, особенно Шаинский - это было уже что-то совсем отличное от Дунаевского, скажем так, несколько тяготеющее к попсе, и все же "чунга-чанга", "я играю на гармошке", "когда мои друзья со мной" - песни замечательные и чудные, хотя если сравнивать с Дунаевским, это, конечно, уже не то. Короче, Дунаевский - основатель, и этим все сказано!
Интересно, как старшего Александрова Вы бы в контексте дискуссии оценили? Тоже ведь, наверное, великий создатель и созидатель, а если брать ещё и обработки - солдатско-походных, народных произведений в особенности - музыкант едва ли ниже Дунаевского. А по жанру советской геральдики (знаковых песен, песен-символов, как хотите)...
А.Александрова мне очень сложно оценить как композитора. Он всё-таки по той или иной причине как композитор очень сильно отличался от всех перечисленных. Как-то традиционно я выношу его и В.Захарова за скобки, так как они - это что-то другое. Дело в том, что А.Александров всё-таки довольно узок в своём жанровом разбросе. Сочинял он почти сугубо только для Ансамбля. Роль его в советской песне велика, но с Дунаевским я бы его просто не сравнивал - это что-то совсем иное...
Я считаю, что высшим достиженим Дунаевского и вообще самым грандиозным произведением советской песни/музыки является "Марш энтузиастов". Об этой песне, о её мелодии можно написать целую статью. Кстати, я был чрезвычайно рад, когда где-то прочитал или же услышал, что сам Дунаевский признался уже в начале 50-х, что считает "Марш энтузиастов" своей лучшей работой в песне...
"Дело" Дунаевского в детской песне до какого-то момента продолжали почти все композиторы, которые работали в этом жанре. И Блантер, и Старокадомский, и Лепин, и Левитин, и Компанеец, и Островский. Немного особняком со стилистической точки зрения стояли Кабалевский и Л.Шварц, а также некоторые "пролеткультовские" композиторы типа Белого и Шехтера.
Пионерские марши, пионерские вальсы - все эти вещи вплоть до начала 1960-х гг. разрабатывались в рамках мелодики, найденной Дунаевским. А вот уже в начале 1960-х в детской песне стали появляться ранее неприсутствующие "нотки". Сначала это было довольно интересно и приемлемо, но вот потом... Именно Ю.Чичков стал застрельщиком какой-то НОВОЙ мелодики в детской песне. Кстати, это уже ощущалось и в такой песне как "Шагай с нами рядом, песня" А.Островского. И не понятно, кто на кого здесь повлиял - Островский на ещё только-только начинающего Чичкова или наоборот.
То есть, ДО 1935-36 гг.? Но его песни того периода больше смахивают на пролеткультовский стиль, а вот то, что писал, начиная где-то с 1937-38 гг. по стилю очень похоже на Дунаевского...
Кстати, совершенно согласен насчет "Марша энтузиастов". Несмотря на то, что у массы людей Дунаевский ассоциируется прежде всего с "Песней о Родине", именно "Марш энтузиастов" - лучшее творение композитора. Оно отразило время - и напряженный пульс жизни "страны героев", и движение вперед свободного человека этой страны, и его гордость за свою Родину.
Не знаю. Может быть, и так. Но ранних песен Старокадомского пока найдено мало. В любом случае, мне кажется, его почерк узнавае и отличен от Дунаевского - у последнего песни более романтические, что ли. А у Старокадомского - более напряженные и четкие.
Кстати, на мой взгляд, главнейшее влияние на Дунаевского оказал П.Чайковский... Автор:
Сатурн 5.08.09 02:49 Сообщить модератору
Мне порой кажется, что Дунаевского терзали постоянные сомнения по поводу сочинения симфонической музыки, и он никак не решался себя попробовать в этом направлении. И всё же не было композитора-песенника, который бы поднимался до такого уровня симфонизма в ПЕСНЕ... Я думаю, что в какой-то степени страна не получила второго Чайковского...
Всем: Имеет смысл перенести обсуждение песен и композиторов в ветку на форуме. Автор:
Сатурн 5.08.09 08:01 Сообщить модератору
Ветка "Классификация советских композиторов-песенников".